назад
вперед
карта
главная
почта
архив

Игра-путешествие для обучающихся начальной школы
"Мы живем в Сибири"
"Путешествие по проспекту Юных талантов"

В игре-путешествии принимают участие обучающиеся первого класса, родители и педагоги.
Цель игры: помочь обучающимся узнать больше о себе, о сибирском крае, о городе Новосибирске, его истории, людях, событиях, культурных традициях. Создать условия для успешного взаимодействия детей с родителями, приобщения взрослых к делам своего ребенка, а также привлечение подростков к социальной деятельности посредством включения их в игру через кураторскую деятельность.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Познакомить детей с историей и традициями Сибири.
2. Создать единое пространство для совместной деятельности детей и родителей.
3. Воспитание в родителях активной жизненной позиции по отношению к делам детей.
4. Воспитание личности, характеризующейся высоким национальным самосознанием и способную занять активную жизненную позицию.
5. Включение подростков в общественную деятельность, воспитание в них ответственности и лидерских качеств.

В сложившейся социокультурной ситуации актуальной проблемой нашего времени становится взаимодействие в семье. Родители уделяют недостаточно внимания своим детям, их деятельности, увлечениям, развитию. Функции обучения и воспитания переложены на школу и центры дополнительного образования. Но ни школа, ни ЦДО не могут вполне обеспечить развитие гармоничной, здоровой физически и психически личности, если в семье нет гармонии, не сохранены традиции, разрушено взаимодействие. Нередко мы видим, как ребенок и родители говорят "на разных языках", не понимают друг друга, а часто и не хотят услышать и понять.
Игра-путешествие - это не только попытка передать знания о родном крае, но и средство для создания единого пространства для взаимодействия взрослых и детей. Узнавая Сибирь, ее традиции, историю, культуру, родители и дети находят те самые ниточки, связывающие воедино как весь сибирский народ, так и семьи. Обретая возможность совместной деятельности, дети и родители становятся ближе друг к другу, учатся понимать друг друга, узнают новое о самих себе, раскрывают свои таланты.
Использование разных форм работы: досуговые программы, беседы, уроки здоровья, спортивные мероприятия, походы в театры и музеи - позволяют и себя выразить по-разному. Возможность творческой деятельности создает условия для раскрытия потенциала личности, позволяет расширить кругозор, приобрести новые умения и навыки.
Не менее значимой проблемой в настоящее время является создание условий для активной деятельности подростков, предоставление им возможности выразить себя. Поскольку подростковый возраст - это сложный период в развитии личности, когда ребенок уже стремиться казаться взрослым. Именно в этом возрасте важно не упустить ребенка, направить его деятельность в позитивное русло, не дать подростку выражать свою взрослость через внешнюю атрибутику (курение, наркомания, алкоголь), а помочь приобщиться к делам взрослых, научить быть ответственными за свои поступки, быть лидерами, как среди сверстников, так и у младших школьников. Мы включили подростков в игру-путешествие в качестве кураторов групп, помощников педагогов, лидеров, показывающих пример и способных увлечь детей, повести за собой.
Для подготовки подростков мы в ЦДО "Юные таланты" организовали группу подготовки кураторов в "Школе молодого педагога". Ребята в возрасте 13-14 лет занимались по специальной программе, включающей лекционные и практические занятия. Во время теоретического курса подростки знакомились с особенностями младшего школьного возраста, разучивали игры, изучали историю и культуру Новосибирска и т.д. На практикумах подбирали дидактический материал, учились проводить занятия для первоклассников, пробовали себя в качестве ведущих и т.д. Также для подростков были организованы тренинги: "Развитие уверенности в себе", "Развитие творческого потенциала", "Кто такой лидер", "Общение и взаимодействие" и др. Таким образом, пятеро подростков тринадцати лет стали кураторами групп в первом классе. Их задачами являлось: помощь в подготовке и проведении досуговых программ, подготовка своих групп к программам, помощь в выполнении домашних заданий в ходе игры, проведение уроков здоровья в классе, проверка "Успешных дневничков", сбор и хранение "Сибириков".

Старт игры путешествия
"ПОРА В ДОРОГУ…"

Звучит гудок паровоза, голос объявляет: "ТОВАРИЩИ ОТПРАВЛЯЮЩИЕСЯ В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СИБИРИ, ВАШ ПОЕЗД ОТПРАВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ 40 МИНУТ. ПРОСЬБА ПОДОЙТИ НА ПЛАТФОРМУ".
СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК: Друзья, сегодня вы отправляетесь в путешествие и я со своими друзьями пришел проводить вас. А заодно дать вам несколько наставлений и подарить карту, чтобы вы в дороге не заблудились. Что-то мои друзья задерживаются… А вот и они!
ДОБРЯЧОК: В добрый час, ребята
Встретились мы с вами,
Чтобы обменяться
Добрыми делами.
Улыбнитесь другу,
Друг в ответ вам тоже,
Только так на свете
Мы прожить и сможем.


ТРУДОВИЧОК: Утро раннее, светает.
И будильники звенят.
На работу приглашают,
Будто людям говорят:
"Без труда жить невозможно,
Без работы жизни нет,
Объяснить нам это сложно,
Но работа - это свет!"

ЗДОРОВЯЧОК: Будь здоров, народ сибирский!
Крепок, бодр и здоров!
В нашем крае богатырском
Обходись без докторов.

СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК: Видите, ребята, какие хорошие у меня друзья! А теперь мы вручим каждой ЭКСПЕДИЦИИ карту путешествия по "ПРОСПЕКТУ ЮНЫХ ТАЛАНТОВ". Командиры экспедиций, получите карты.
(дети берут карты)
СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК: У нас еще есть время до отправления поезда и настало время получить вам наказы от каждого из нас.
ДОБРЯЧОК: Я хочу проверить, готовы ли вы ехать. Напишите на листах самое главное, что вы возьмете с собой.
(дети и родители составляют списки в течение 5-7 минут)
ДОБРЯЧОК: Ну что, готовы. Каждая ЭКСПЕДИЦИЯ представляет свой список. последними представляют список РОДИТЕЛИ.
(представление списков)
Молодцы! Вижу. что вы собрались в дорогу!
ТРУДОВИЧОК: А теперь я проверю, смогут ли путешественники в дороге смастерить самое необходимое? Каждая экспедиция получает по 1 предмету (мыльница, пластиковая бутылка, косынка, лист бумаги, пустая шариковая ручка). Найдите как можно большее число применений вашему предмету.
(5-7 минут на подготовку)
Демонстрация способов применения предметов.
ТРУДОВИЧОК: Вижу, что вы не пропадете в пути, потому что все вы очень находчивые!
ЗДОРОВЯЧОК: А я проверю вашу силу и ловкость. Все разделитесь на 2 команды : команда детей и команда родителей.
Проводит "Веселые старты": - перетягивание каната
- бег в обруче
- передай мяч
- прыжки на одной ноге
- заплетание лент
Да, некоторых здоровье подводит, но в путешествии вы обязательно сможете поправить свое здоровье!
СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК: Что ж, пора в путь! Мы с ребятами отправляемся в дорогу, а вы ждите нашего возвращения. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПИСАТЬ ПИСЬМА!
ГЕРОИ: Мы будем присылать вам свои задания! В ДОБРЫЙ ПУТЬ!

 

 
 
тЕКФЙОЗ@Mail.ru