Игра-путешествие
для обучающихся начальной школы
"Мы живем в Сибири"
"Путешествие по проспекту Юных талантов"
В
игре-путешествии принимают участие обучающиеся первого класса, родители
и педагоги.
Цель игры: помочь обучающимся узнать больше о себе, о сибирском
крае, о городе Новосибирске, его истории, людях, событиях, культурных
традициях. Создать условия для успешного взаимодействия детей с
родителями, приобщения взрослых к делам своего ребенка, а также
привлечение подростков к социальной деятельности посредством включения
их в игру через кураторскую деятельность.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Познакомить детей с историей и традициями Сибири.
2. Создать единое пространство для совместной деятельности детей
и родителей.
3. Воспитание в родителях активной жизненной позиции по отношению
к делам детей.
4. Воспитание личности, характеризующейся высоким национальным самосознанием
и способную занять активную жизненную позицию.
5. Включение подростков в общественную деятельность, воспитание
в них ответственности и лидерских качеств.
В
сложившейся социокультурной ситуации актуальной проблемой нашего
времени становится взаимодействие в семье. Родители уделяют недостаточно
внимания своим детям, их деятельности, увлечениям, развитию. Функции
обучения и воспитания переложены на школу и центры дополнительного
образования. Но ни школа, ни ЦДО не могут вполне обеспечить развитие
гармоничной, здоровой физически и психически личности, если в семье
нет гармонии, не сохранены традиции, разрушено взаимодействие. Нередко
мы видим, как ребенок и родители говорят "на разных языках",
не понимают друг друга, а часто и не хотят услышать и понять.
Игра-путешествие - это не только попытка передать знания о родном
крае, но и средство для создания единого пространства для взаимодействия
взрослых и детей. Узнавая Сибирь, ее традиции, историю, культуру,
родители и дети находят те самые ниточки, связывающие воедино как
весь сибирский народ, так и семьи. Обретая возможность совместной
деятельности, дети и родители становятся ближе друг к другу, учатся
понимать друг друга, узнают новое о самих себе, раскрывают свои
таланты.
Использование разных форм работы: досуговые программы, беседы, уроки
здоровья, спортивные мероприятия, походы в театры и музеи - позволяют
и себя выразить по-разному. Возможность творческой деятельности
создает условия для раскрытия потенциала личности, позволяет расширить
кругозор, приобрести новые умения и навыки.
Не менее значимой проблемой в настоящее время является создание
условий для активной деятельности подростков, предоставление им
возможности выразить себя. Поскольку подростковый возраст - это
сложный период в развитии личности, когда ребенок уже стремиться
казаться взрослым. Именно в этом возрасте важно не упустить ребенка,
направить его деятельность в позитивное русло, не дать подростку
выражать свою взрослость через внешнюю атрибутику (курение, наркомания,
алкоголь), а помочь приобщиться к делам взрослых, научить быть ответственными
за свои поступки, быть лидерами, как среди сверстников, так и у
младших школьников. Мы включили подростков в игру-путешествие в
качестве кураторов групп, помощников педагогов, лидеров, показывающих
пример и способных увлечь детей, повести за собой.
Для подготовки подростков мы в ЦДО "Юные таланты" организовали
группу подготовки кураторов в "Школе молодого педагога".
Ребята в возрасте 13-14 лет занимались по специальной программе,
включающей лекционные и практические занятия. Во время теоретического
курса подростки знакомились с особенностями младшего школьного возраста,
разучивали игры, изучали историю и культуру Новосибирска и т.д.
На практикумах подбирали дидактический материал, учились проводить
занятия для первоклассников, пробовали себя в качестве ведущих и
т.д. Также для подростков были организованы тренинги: "Развитие
уверенности в себе", "Развитие творческого потенциала",
"Кто такой лидер", "Общение и взаимодействие"
и др. Таким образом, пятеро подростков тринадцати лет стали кураторами
групп в первом классе. Их задачами являлось: помощь в подготовке
и проведении досуговых программ, подготовка своих групп к программам,
помощь в выполнении домашних заданий в ходе игры, проведение уроков
здоровья в классе, проверка "Успешных дневничков", сбор
и хранение "Сибириков".
Старт
игры путешествия
"ПОРА В ДОРОГУ…"
Звучит
гудок паровоза, голос объявляет: "ТОВАРИЩИ ОТПРАВЛЯЮЩИЕСЯ
В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СИБИРИ, ВАШ ПОЕЗД ОТПРАВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ 40 МИНУТ.
ПРОСЬБА ПОДОЙТИ НА ПЛАТФОРМУ".
СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК: Друзья, сегодня вы отправляетесь
в путешествие и я со своими друзьями пришел проводить вас. А заодно
дать вам несколько наставлений и подарить карту, чтобы вы в дороге
не заблудились. Что-то мои друзья задерживаются… А вот и они!
ДОБРЯЧОК: В добрый час, ребята
Встретились мы с вами,
Чтобы обменяться
Добрыми делами.
Улыбнитесь другу,
Друг в ответ вам тоже,
Только так на свете
Мы прожить и сможем.
ТРУДОВИЧОК: Утро раннее, светает.
И будильники звенят.
На работу приглашают,
Будто людям говорят:
"Без труда жить невозможно,
Без работы жизни нет,
Объяснить нам это сложно,
Но работа - это свет!"
ЗДОРОВЯЧОК:
Будь здоров, народ сибирский!
Крепок, бодр и здоров!
В нашем крае богатырском
Обходись без докторов.
СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК:
Видите, ребята, какие хорошие у меня друзья! А теперь мы вручим
каждой ЭКСПЕДИЦИИ карту путешествия по "ПРОСПЕКТУ ЮНЫХ ТАЛАНТОВ".
Командиры экспедиций, получите карты.
(дети берут карты)
СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК: У нас еще есть время до отправления
поезда и настало время получить вам наказы от каждого из нас.
ДОБРЯЧОК: Я хочу проверить, готовы ли вы ехать. Напишите
на листах самое главное, что вы возьмете с собой.
(дети и родители составляют списки в течение 5-7 минут)
ДОБРЯЧОК: Ну что, готовы. Каждая ЭКСПЕДИЦИЯ представляет
свой список. последними представляют список РОДИТЕЛИ.
(представление списков)
Молодцы! Вижу. что вы собрались в дорогу!
ТРУДОВИЧОК: А теперь я проверю, смогут ли путешественники
в дороге смастерить самое необходимое? Каждая экспедиция получает
по 1 предмету (мыльница, пластиковая бутылка, косынка, лист бумаги,
пустая шариковая ручка). Найдите как можно большее число применений
вашему предмету.
(5-7 минут на подготовку)
Демонстрация способов применения предметов.
ТРУДОВИЧОК: Вижу, что вы не пропадете в пути, потому
что все вы очень находчивые!
ЗДОРОВЯЧОК: А я проверю вашу силу и ловкость. Все
разделитесь на 2 команды : команда детей и команда родителей.
Проводит "Веселые старты": - перетягивание каната
- бег в обруче
- передай мяч
- прыжки на одной ноге
- заплетание лент
Да, некоторых здоровье подводит, но в путешествии вы обязательно
сможете поправить свое здоровье!
СИБИРЯЧОК-ГОРОДОВИЧОК: Что ж, пора в путь! Мы с ребятами
отправляемся в дорогу, а вы ждите нашего возвращения. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ
ПИСАТЬ ПИСЬМА!
ГЕРОИ: Мы будем присылать вам свои задания! В ДОБРЫЙ
ПУТЬ!