Усиление
воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования
содержания форм и методов взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых.
В реализации этих ключевых воспитательных идей предлагаемая нами игра-путешествие
"Мы живем в Сибири" ориентирована на учащихся начальной школы.
Важнейшим инструментом педагогического действия здесь становится игра.
Далее, игра-путешествие "Мы живем в Сибири" может быть рекомендована
педагогам как самостоятельная комплексная программа, как структурный
компонент в реализуемой системе воспитательной работы в начальной школе.
Игра-путешествие это всегда действие, активное вторжение в окружающую
жизнь. Как показал предварительный эксперимент, она активизирует не
только вдумчивое наблюдение, но и целенаправленный поиск, настойчивый
труд, художественно-изобразительную, физкультурно-спортивную и другие
виды деятельности детей. Качественно организованная игра- путешествие
проходит в пространстве и времени, на крыльях воображения и в реальной
действительности, на разных видах транспорта и пешком.
Из истории
Проект
областной игры- путешествия для обучающихся в начальной школе "Мы
живем в Сибири" был инициирован отделом воспитания и дополнительного
образования управления образования администрации Новосибирской области
(начальник отдела Н.Ю. Дягилева) и кафедрой воспитания и дополнительного
образования НИПКиПРО (заведующий кафедрой Л.И. Боровиков). Для пробной
апрабации методической части проекта в 2003-04 учебном году приказом по
управлению образования администрации Новосибирской области была специально
создана экспериментальная группа, в состав которой вошли 25 учреждений
образования. Был создан оргкомитет проекта, который подготовил для экспериментальной
работы методический пакет игры. В авторский коллектив вошли М.С. Коган
(методическая разработка, сопровождение игры-путешествия), Г.И. Исаева,
Л.В. Половникова (художники-оформители), Т.И. Буркова -композитор. Управление
образования финансировало организационно-методическую часть проекта в
результате было подготовлено и напечатано красочное сопровождение к вариативному
осуществлению игры-путешествия. В течении года состоялись семинары-практикумы,
инструктажи, открытые занятия, консультации, были разработаны и уточнены
диагностические процедуры. За обеспечение диагностических процедур, пользуясь
случаем, приношу слова благодарности кандидату психологических наук И.В.
Хромовой.
В
дорогу, плаванье, полет -
Узнаем, как Сибирь живет.
Цель
игры
Цель данной игры заключается в следующем: помочь детям познать себя, свою
родную страну, свою малую Родину, ее героическое прошлое и настоящее,
познакомиться с историей страны с выдающимися людьми, приобщиться к "делам"
взрослых, и к наиболее важным событиям, которые происходят сейчас во всей
стране в целом и в сибирском крае, показать величие труда и человека труда,
красоту родного края, в котором дети живут, помочь им испытать радость
и гордость за то, что они живут в Сибири.
Главная идея предлагаемых нами маршрутов, дел и занятий - научить каждого
"путешественника" наблюдать, смотреть и видеть, а также думать
и осознавать то, что он видит. Необходимо предоставить возможность ребенку
действовать самостоятельно развивая, под руководством взрослых, свои способности,
данные ему природой.