Название |
Авторы
Исходные данные |
Примечания |
Реализация программы духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников
в Кемеровской области |
Е.П.Лебедева, ж.>Начальная школа + До и после>, 2011, №6 с38 -41 |
Программа: цели, задачи, направления. Содержание внеурочной, внешкольной деятельности.
Работа с родителями. |
Взаимодействие учителей и современных родителей: от недоверия к пониманию. |
В.М.Поставнев, И.В.Поставнева. ж.>Начальная школа >, 2011, № 7 с.23 - 27 |
Научно - методическое исследование. Анализ выбора школы родителями( опросник
и выводы). Изучение представлений учителей НК об особенностях современных первоклассников
и подготовленности их родителей к психолого - педагогической поддержке детей.
( опросник, анализ, выводы) |
Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной
деятельности. |
Е.В.Леонова и др. ж.>Начальная школа >, 2011, № 7 с.91 -96 |
ФГОС о личностных результатах освоения основной образовательной программы. Метод
проектов в развитии коммуникативных способностей. Экспериментальная работа: группа
2 чел, группа 4 - 5 человек, группа 6 человек. Анализ результатов ,методические
рекомендации. |
Программа кружка <Мои первые проекты> |
Е. Чечина, ж.>Начальная школа + До и после>, 2011, № 7 с.41 -44 |
Пояснительная записка. Цель, задачи. .Содержание: разделы- интерактивные игры
на коммуникацию, основы проектной деятельности, работа над проектом. Учебно тематический
план 1 - 4 кл. |
Организуем работу в группе продленного дня. |
С.Михин, Т. Литвинова, ж. <Начальная школа> 2011, №8, с.77 -84 |
Нескучная <продленка>, или Особенности организации работы в ГПД. Введение ФГОС
второго поколения. Организация работы ГПД. ( опыт г. Сургут).Правовая основа.
Задачи, результат. Режим работы ГПД. Примерный график развивающих занятий. Рекомендуемая
литература |
Программа внеурочной деятельности в начальной школе |
О.Г.Белобородова, ж. <Справочник классного руководителя>, 2011, №9, с.44 - 55. |
Актуальность программы. Методическое обеспечение. Учебно - тематический план
и содержание программы в 1 классе. Результаты развития универсальных учебных действий
в ходе освоения программы. |
Программа <Ребенок и здоровье>
2 - 3 кл. |
И.Ведина ж.>Сельская школа>, 2011, №2, с.125 -128 |
Введение. Учебно - тематический план.Содержание курса. Представлены 10 тем (2
класс), 11 тем ( 3 кл.) |
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности. |
Е.В.Чердынцева, ж.>Начальная школа + До и после>, 2011, №6 с.33 - 37 |
Духовно - нравственное развитие личности. Комментарии. Система проектной д -
ти: этапы, рекомендации. Алгоритм оптимизации проектной деятельности. Критерии
оценки качества проекта. Тематика : игровые, исследовательские. Значение ПД. |
Диагностика качества познавательных универсальных учебных действий в начальной
школе. |
В.Павлова, ж.>Начальная школа>, 2011, №5, с.26 -31 |
Измеряемые показатели Предметные, логические, психологические типы задач. Диагностика
качества действий: задания на группировку и решениями. Технология исследования. |
Система <Познай себя> - единая учебно - игровая среда> |
Т.Хорошулина , ж.>Начальная школа>, 2011, №4, с.14 -17 |
Задача системы <Познай себя>- пробудить творческое <Я> младшего школьника. Игры,
задачи, результат |
Программа работы кружка <Волшебное перо>. |
С.Пронякина, ж.<Завуч в начальной школе>, 2011, №6 с.110-118 |
Пояснительная записка. Задачи, конечный результат, формы проведения, этапы работы.
Программа ( 96 часов).Содержание: 1 этап - <Путешествие в истоки литературы>,
2 - <Что, где, когда произошло>, 3 - <Воплощение таланта. Реализация произведений
разных жанров>. Формы работы с одаренными детьми. Тематическое планирование. Методические
рекомендации |
Внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования: вопросы, ответы,
комментарии.
Некоторые формы организации внеурочной воспитывающей деятельности в начальной
школе. |
П.Степанов, И. Степанова, ж.<Завуч в начальной школе>, 2011, №6 с.15 -35, 65
- 73 |
Актуальные вопросы и ответы, например: Необходима ли реализация ВД во время школьных
каникул? Какие требования к разработке программ ВД? Кто в школе должен курировать
ВД? И др.
Акция <Секретный друг>, <Книга личных рекордов>, Игра <Эколото> и др (13 вариантов) |
Курс <Подвижные игры> и <Путешествие по тропе здоровья> - как одна из форм физического
и нравственного развития учащихся (4кл.) |
Л.Д. Глебова и коллектив авторов ж.<Завуч в начальной школе>, 2011, №5, с.94
-126 |
Тематическое планирование. Конспекты уроков ( 25 вариантов). Структура: тема,
цель, оборудование, ход урока, домашнее задание |
Воспитательная система учащихся начальной школы.
<Золотой ключик> МОУ СОШ №18 г. Псков
|
С.А.Михайлова и др. ж.<Завуч в начальной школе>, 2011, №5, с. 78 -85 |
Воспитание младших школьников: исходное состояние и результативность. Прогностическая
модель воспитательной системы: ключевая идея, методологические подходы, ценности,
роли и пространства, осваиваемые детьми, формы ми способы организации воспитательного
процесса, критерии эффективности ВС. |
<Играем вместе> |
Слобожанина С.А. // <Бюллетень программно-методических материалов для УДО детей>,
№4, 2001, с. 10-14 |
Научить организации зрелищно-игрового досуга в процессе деятельности. |
Программа клубной работы для детей младшего возраста <СуперМалыш> |
Мирошкина М.В. // <Народное образование>, №3, с. 57-58. |
Авторская программа с использованием материалов Детской образовательной программы
<4 Н> (голова, сердце, руки, здоровье). Развитие потребности в усвоении новой
информации, стремления к саморазвитию. |
<Развитие творческого мышления детей> |
Симановский А.Э. <Развитие творческого мышления детей> - Ярославль,1996. Серия
<Вместе учимся, играем> (популярное пособие для родителей и педагогов). |
Программа развития творческого мышления, диагностика. Развитие наглядно-действенного,
причинного, эвристического мышления (упражнения, игры, тесты). |
<Развитие воображения у детей> |
Субботина Л.Ю. <Развитие воображения у детей> - Ярославль, 1996. |
Теоретическое обоснование (что такое воображение, виды воображения). Задания
по развитию творческих способностей, тесты. |
<Учим детей общению. Характер, коммуникативность> |
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. <Учим детей общению. Характер, коммуникативность>
- Ярославль, 1996. |
Материалы к программам по особенностям общения. Тесты на уровень развития коммуникативных
способностей. Игры, советы, упражнения. |
<Рост>. Программно-методическое пособие. |
Комитет по делам молодежи. СПО ФДО. <Рост>. Программно-методическое пособие -
М., 1996. Авторский коллектив. |
Программа основана на особенностях психики детей 6-10 лет. Варианты игр-программ
на организацию совместной творческой деятельности. |
Приложения к программе <Рост> |
Игра <Люби и знай свой край>.
Игра <Волшебная страна> |
Технология организации игры на уровне района (города).
На основе книги Волкова <Волшебник Изумрудного города>. |
<Я и другие> |
Родионов В.А., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. - Ярославль, 2001 |
Тренинги социальных навыков (1-11 класс).
<Мое Я> (10 занятий 1-5 кл.) |
Беседы о прекрасном и добром (программа по этике для детей 6-9 лет) |
Андианов М. // <Воспитание школьников> - 2002, №9. С. 26-36. |
Работа с понятиями. Использование сказок, литературных произведений на тему.
Игры, дискуссии, экспромты на выработку личной позиции. |
Программа <здоровье> |
Ветрова В.В. - М. |
1 цикл <Я расту, и развиваюсь> (5-8 лет)
2 цикл <Я и другие, я и мир> (8-10 лет) |
Факультатив <Деловые отношения> |
Зотова Е.С. // <Дополнительное образование> № 3 -2003. |
1-2 кл. - Школа деловых манер
Ведущая задача - формирование нравственности в културе деловых отношений
3-4 кл. - Уроки деловой культуры
Ведущая задача - более полно и глубоко познакомить с различными сторонами культуры деловых
отношений |
Экологическая подготовка младших школьников: способы диагностики |
Баранчикова Л. Экологическая подготовка младших школьников: способы диагностики
// <Сельская школа> №6 -2003. |
Оценка уровня экологической подготовки выпускников начальной школы |
Азбука нравственности |
Петрова В., Стульник Т., Хомякова И. // <Сельская школа>, № 1-2- 2002. № 4,5,6
- 2003. |
Методические рекомендации по проведению уроков, разработке уроков. |
<Я, ты, мы> (1-2 кл.)
<Воспитание самостоятельности> (3-4 кл.) |
Максакова В.И. / в кн. <Организация воспитания младших школьников> - <Прсвещение>,
2003. |
Серия занятий, творческих работ, домашних занятий, работы со словарем, игры и
др. |
Рабочая тетрадь к азбуке нравственности
Рабочая тетрадь к нравственной грамматике |
Хомякова И., Стульник Т. // <Сельская школа> № 5-6, 2003.
Козлов Э., Шестакова М., Пономаренко Е., Обрядина Г., Королькова Е. // <Сельская
школа> №5-2003. |
Пособие для учителя и учащихся 2 класса (интересные задания)
Пособие для учащихся 6 класса (к нравственной грамматике) |
Азбука нравственности (3 кл.) - продолжение методических рекомендаций |
Козлов Э. // <Сельская школа> № 1-2, 2004. |
Пособие для учителя и учащихся.
|
Азбука нравственности ( для нач. школы) |
Козлов Э., Петров В, Хомякова И.
ж. "Воспитание школьников" 2004, №№6-10 |
Программа. Конспекты 14 занятий: целевые установки, метод. рекоменд. Дидактические
мат - лы. Вопросы и задания к рассказам, стихам, басням. |
Ты и твои друзья.
Учим детей общаться |
Романюта В.Н. Методическое пособие для учителей начальных классов, психологов,
родителей. М: 2004 |
Программа. Цикл занятий( 14) поможет выработать умение чувствовать другого человека,
осмыслить поступки свои и сверстников, утверждать себя среди других, развивать
самокритичность, учиться дружить. |
Все вместе
Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. |
Крушельникова О.Н., Третьякова А.Н. Учебно - методическое пособие. М.:2004 Серия
<Игровые технологии>) |
Оригинальная программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству,
методы организации коллективной деятельности.. Стили взаимодействия. Уровень сложности
заданий. Справедливые процедуры. Объективные критерии и др Копилка разнруровневых
заданий.. |
Этика и этикет в начальной школе.
Программа и разработка занятий. |
Старункина Е.Л. - М.: 2004 ( <Начальная школа: воспитание и обучение) |
В основе программы - нравственное развитие младших школьников с опорой на положительное
представление о себе. Программа ориентирована на 3 года. Выделено четыре блока
содержания: речевая культура; культура внешнего вида, культура общения, культура
поведения. Поурочное планирование. Разработки занятий по некоторым тема ( 17 вариантов)
и др. |
Воспитательная система класса <Зажги свою звезду> |
Михайлова Л.В., учитель нач. классов. Ж. <Классный руководитель> 2006, №4 |
Ценностное обоснование воспитательной системы. Формулирование целей, задач, правил
коллектива. Познавательно - игровая деятельность <Поход в мир своего я>. Система
поддержки и стимулирования - разноцветные звезды. Предполагаемый результат. Критерии
и способы оценки эффективности вопит. Системы. Диагностический инстументарий. |
Этика и этикет младших школьников |
Смирнова Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов. -
М. 2002. |
Пособие написано в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом
<Начальная школа> ( образовательная область <Человек>. Представлены разделы:
отношение школьника к учебному труду. ( 11 уроков); деловые отношения, общение
с одноклассниками ( 3 урока); Личностные общения и отношения школьника. ( 17 уроков).
Сценарии. Поурочный план. |
Воспитательная система классного руководителя начальных классов экономического
лицея. |
Тиунова О.М., МОУ экономический лицей. Г. Новосибирск. |
Концептуальное обоснование системы. Соуправление в классе первой ступени. Критерии
оценки качества воспитательной работы. Приоритетные направления и формы работы:
<Здоровье>, <Интеллект>, <Общение>, <Нравственность>, <Досуг и Семья>. |
Азбука нравственного воспитания |
Петрова В. и др
Ж. "Воспитание школьников", 2007, №№1, 2, 3, 4, 5,6 |
Методические рекомендации, дидактические игры, вопросы, стихи, интересные тексты
и др. |
Дом активных ребят"
детское объединение 1 - 4 классов |
Елькина О.
Ж. "Воспитание школьников", 2007, №5, с.22 |
План деятельности по блокам: "Я и моя семья", "Если с другом вышел в путь", "Делу
время - потехе час", "Мой город, моя страна", "Кругом такая красота", "Мы каждую
березку сбережем". |
Рубрика "Классный классный" тема "Здоровье наших детей" |
Коллектив авторов
Ж. "Начальная школа +, 2007, №1 |
Классные часы, игры, представления и др. 5 вариантов: "Здоровое питание - отличное
настроение", "Ключик счастья или новые приключения Буратино", "В гостях у Мойдодыра"
и др. |
Формирование навыков безопасного поведения |
Купецкова В.
Ж. "Воспитание школьников", 2007, №6, с.34 - 40 |
Программа внеурочной работы . План 1 - 3 классов. Помесячно разделы: "Ребенок
и природа", "Ребенок - дома", "Ребенок на улице города", "Ребенок и другие люди",
"Ребенок и здоровье", "Ребенок и ЧП". Формы работы. |
Экологические игры "Времена года" |
Медведева И.Г.
Ж. "Завуч начальной школы", 2007, №1 |
|
Программа воспитания <Младшеклассник> |
Андреева В.В.,
ж. <Завуч в начальной школе>, 2008, №4, с.117 -129. |
Концептуальнын положения. Стратегия воспитания на год: цели, задачи. Содержание
ВД. Ценностные объекты:гражданственность, демократизм, толерантность, личность,
способная к саморазвитию. Методы. Результативность Критерии и показатели воспитанности |
Программа, тематическое планирование, разработки занятий <Путешествие по тропе
здоровья> ( 1 - 4 класс) |
Глебова Л.Д., Мироненко Т.В. и др.,
ж. <Завуч в начальной школе>, 2008, №5,с.97 -139 |
Пояснительная записка. Принципы. Тематическое планирование. Знания, умения, навыки.
Программы занятий 1 кл - 9 вариантов, контрольная работа; 2 кл. - 9 вар. + контрольные
вопросы; 3 кл. - 9 вариантов + контрольная. Сценарий праздника здоровья. |
Комплексная программа <Здоровьесберегающий подход к организации образовательного
процесса в начальной школе> |
Натырова Г.Н.,
ж. <Завуч в начальной школе>, 2008, №5, с.41 -80. |
Образование в области здоровья. Курс <Полезные привычки>. Уроки для родителей.
Культурно - оздоровительные мероприятия. Школьная медицинская служба. деят. по
улучшению питания. Социально - психологич. служба. Служба здоровья школы и др. |
Программа классного руководителя нач. кл. <В гармонии с собой> |
Бабурова Ю.Г.,
ж. <Завуч в нач. школе>, 2008, №6, с.57 - 68. |
Целеполагание. Направления: здоровье, интеллект, общение, нравственность, досуг,
семья. План 1 - 4 класс воспит. работы. |
Организация тренингов на основе мультфильмов. |
Шмидт В.Р.,
ж. <Справочник классного руководителя>, 2009, №3, с.45 -51 |
Кинотерапия- как ресурс воспитания. Выбор фильма. Анализ м - ма. Организация
тренинга: сбор информации, интерпретация, разработка заданий и вопросов для обсуждения.
Сильные стороны кинотерапии. Проблемы кинотерапии. |
Азбука нравственного образования. |
Петрова В. и др
Ж. "Воспитание школьников", 2007, №№1, 2, 3, 4, 5,6 . 2008, №№ 1, 2, 4,5,6,7,
8, 10, 2009 №1, 2, 4, 5 |
Методические рекомендации, дидактические игры, вопросы, стихи, интересные тексты
и др. |